fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.57 (7 Голосов)

Подлодка U-158 ©Wikimedia Commons

30 июня 1942-го союзники уничтожили подлодку Эрвина Ростина – самого малоизвестного из подводных асов кригсмарине. За свою недолгую карьеру Ростин успел поставить несколько рекордов. Однако запомнился он не только ими, но и тем, что погиб при довольно нелепых обстоятельствах.

Цена награды

Британцы утверждали, что именно немцы придумали титул «подводный ас» для командиров субмарин, добившихся особых успехов. А критерием, по которому определялась успешность того или иного командира, служил тоннаж потопленных им судов. Это звучит логично, поскольку задачей подводных лодок Германии во время войны было установление морской блокады вражеского побережья. Во время Первой мировой наиболее отличившихся в этом деле командиров удостаивали высшей прусской военной награды – ордена «Пур ле Мерит», считавшегося неофициальным символом подводных асов кайзера.

Версальский мирный договор запретил побежденной Германии иметь подводные силы. Но пришедший к власти Гитлер денонсировал этот договор, и немецкий флот вновь обзавелся подплавом. Поначалу фюрер не рассматривал Великобританию в качестве противника, но со временем изменил свое мнение. Когда же началась война, встал вопрос: как стимулировать подводников проявлять рвение в истреблении вражеского торгового тоннажа? Главком кригсмарине Эрих Редер и командующий подлодками Карл Дениц решили, что лучшим «манком» в этом деле будет Рыцарский крест – высшая награда Третьего рейха, введенная 1 сентября 1939-го. Они установили правило: потопивший 100 тыс. брт подводник становится кавалером этого ордена.

Первое награждение по такому принципу произошло 1 марта 1940 года, когда орден получил командир U-48 Герберт Шульце. Он достиг заветной цифры, совершив шесть походов. После него за время войны Рыцарским крестом были награждены более сотни командиров подлодок, которым был засчитан такой же результат. Но лишь 33 из них реально достигли 100 тыс. брт или превысили их и могли считаться подводными асами, как говорится, «по-честному».

Среди них и командир U-158 капитан-лейтенант Эрвин Ростин. Но если его коллеги из списка «стотысячников» – хорошо известные подводные асы, то про Ростина того же не скажешь. Его карьера была недолгой. Волею судьбы он стремительно взлетел на Олимп и столь же быстро с него пал. Тем не менее в морскую историю Ростин вошел, как командир субмарины, сумевший добиться успеха в рекордно короткий срок.

Из торговых моряков в подводники

Командир U-158 Эрвин Ростин

National Archives of the Netherlands

После катастрофы учебного судна «Ниобе», на котором погибли почти все курсанты призыва 1932 года, Эрих Редер попросил крупнейшие коммерческие судоходные компании отправить на службу в ВМС некоторых из их лучших офицеров. Просьба была удовлетворена и в 1933-м торговые моряки, включая Эрвина Ростина, пришли, чтобы заменить погибших.

После обучения в 1936 году Ростин получил чин лейтенанта флота и стал командиром сторожевика, а с началом войны был переведен на тральщики. Поскольку в строй вступали новые субмарины, кригсмарине нуждались в офицерах-подводниках. В марте 1941-го Ростин перешел служить на подплав. После полугодичной подготовки он принял командование новенькой U-158 – лодкой типа IXС, предназначенной для действий на дальних коммуникациях.

Для того времени назначение командиром субмарины офицера, не имевшего подводного боевого опыта, было неординарным случаем. Но, как показали дальнейшие события, начальство в Ростине не ошиблось. За четыре месяца он смог подготовить экипаж и в начале февраля 1942-го U-158 вышла в первый поход для действий в Атлантике.
Избиение младенцев

После объявления Германией войны Америке в январе 1942-го немецкие подводные лодки провели операцию «Паукеншлаг» («Удар в литавры») – внезапную атаку на судоходство у восточного побережья США. Американцы не были готовы к набегу «серых волков», и это обернулось для них большими потерями. Немецкие подводники хозяйничали в тех водах, безнаказанно топя торговые суда.

Оценив ситуацию, Дениц старался отправлять к Америке как можно больше субмарин. После завершения «Паукеншлага» к мысу Гаттерас ушла новая волна подлодок, среди которых была и U-158. Но свой боевой счет она открыла еще по пути туда, когда в конце февраля приняла участие в нападении на конвой ONS-67, потопив два крупных танкера и еще один повредив. Оказавшись же в зоне своего патрулирования между мысами Лукаут и Гаттерас, Ростин действовал еще более агрессивно.

11 марта 1942-го U-158 пустила на дно небольшое американское судно «Карибси», приняв его за корабль береговой охраны. Через два дня Ростин уничтожил торпедами самую крупную цель в этом походе – танкер «Джон Ди Джил» (11.641 брт). А 15 марта U-158 добилась нового успеха, торпедировав у Лукаута еще два американских танкера. Один из них затонул, но другой американцы смогли отбуксировать к берегу и после долгого ремонта вернуть в строй.

31 марта Ростин привел свою лодку во французский порт Лориан, завершив первый боевой поход. Его результаты впечатляли: находясь в море 53 дня, Ростин потопил пять судов общим тоннажем более 38.000 брт. Дениц был доволен своим подчиненным, подчеркнув, что для новичка тот показал «прекрасный результат».
Пожар в Карибском бассейне

Усвоив горькие уроки, в конце весны 1942-го американцы ввели систему конвоев у восточного побережья США. Эта мера снизила результативность «серых волков» в том районе. Но Дениц определил новое слабое место и нанес туда удар. Он направил субмарины в Карибское море и Мексиканский залив, где противолодочная оборона союзников была слаба. В результате кривая успехов подводников Германии поползла вверх.

Ростин вновь вышел в море 4 мая 1942 года. Спустя две недели у Бермудских островов торпедами и артиллерией он потопил танкер и торговое судно. В начале июня U-158 прорвалась в Карибское море, где учинила побоище у Кубы, отправив на дно четыре транспорта. Затем Ростин устроил охоту на танкеры в Мексиканском заливе. С 11 по 23 июня он потопил там пять судов, включая огромный танкер «Шехерезада» (13.467 брт).

Так как у Ростина кончились торпеды, да и топливо было на исходе, он запросил у Деница встречу с лодкой снабжения. Ему было приказано идти на встречу с ней в район восточнее Бермудских островов. 29 июня, находясь южнее них, U-158 потопила судно «Эверальда», доведя счет похода до 12 судов на 62.536 брт. Этот результат оказался лучшим за все время действий немецких лодок у США, а также вошел в пятерку их самых результативных походов в Битве за Атлантику. Кроме того, Ростин поставил еще один рекорд, так как ранее ни один командир-новичок не достигал 100 тыс. брт за такой короткий срок.

В тот же день Ростин получил сообщение от гросс-адмирала Редера о награждении Рыцарским крестом. Но наслаждался он статусом подводного аса не более суток, в чем по иронии судьбы оказался повинен Карл Дениц.
Расплата за беспечность

U-158 заметила «Эверальду» в 17:45, после чего обстреляла ее. На пароходе начался пожар, экипаж начал спускать шлюпки на воду. Ростин прекратил огонь, дав время морякам покинуть судно, после чего возобновил стрельбу. Но «Эверальда» не тонула, а у U-158 закончились снаряды. Тогда немцы высадили на нее абордажную партию, которая обыскала пароход, нашла секретные документы, а затем затопила его, открыв кингстоны. Взяв в плен капитана судна и еще одного моряка, Ростин отпустил шлюпки на все четыре стороны.

Немцы захватили на «Эверальде» секретные коды, конфиденциальные бумаги, инструкции по маршрутам судов и другие важные документы, такие как письмо для консула США в Рио-де-Жанейро. Поскольку добыча представляла большую ценность, Ростин немедленно уведомил о ней штаб подводных сил. Получив его сообщение, Дениц приказал U-158, не возвращаясь на базу, немедленно начать передавать сведения из документов кодированными радиосообщениями.

Это была роковая ошибка. Американцы предполагали, что в том районе находится вражеская подлодка, но не могли определить точно ее местонахождение. А постоянная радиосвязь U-158 со штабом позволила им отследить Ростина и точно запеленговать его позицию. Среди союзников бытовала поговорка «Болтливый рот губит корабли», и в этой ситуации она точно описала судьбу подводного аса.

Во второй половине дня 30 июня летающая лодка «Маринер», пилотируемая лейтенантом Ричардом Э. Шредером, патрулировала воды у Бермудских островов. После пеленгации береговыми станциями U-158 Шредер был перенаправлен к ней. Во время полета в низкой облачности он установил с субмариной радиолокационный контакт и начал сближение с целью, заходя на нее с солнечной стороны. Но нападение завершилось курьезом.

Летающая лодка "Маринер" из 74-й эскадрильи ВМФ США, потопившая U-158
Library of Congress

Для находившейся на поверхности «девятки» атака самолета стала полной неожиданностью. Когда «Маринер» пролетал над ней, его летчики заметили на мостике 4–5 подводников, и среди них одного грузного офицера, видимо Ростина. В этот момент Шредер сбросил на U-158 глубинные бомбы и хотел обстрелять лодку из пулемета. Но по необъяснимой причине вместо четырех бомб упали лишь две, а пулемет заклинило. Американцы видели, как первая из бомб рванула позади лодки, а вторая врезалась в ее палубу, застряв в ней.

Когда же Шредер пошел на второй заход, чтобы сбросить оставшиеся бомбы, субмарина начала погружаться и скрылась под водой. Казалось, что «стальная акула» ускользнула, но вскоре на глубине раздался мощный взрыв и на месте погружения американцы увидели нефтяное пятно. Вероятнее всего, когда U-158 погрузилась, бомба взорвалась по достижении запрограммированной глубины, уничтожив субмарину со всем экипажем и двумя пленными.

Но и после смерти Ростин умудрился насолить врагам. Моряков, спасшихся с «Эверальды» в шлюпках, подобрали сторожевики и доставили на сушу 5 июля. Выжившие рассказали американцам об инциденте с их судном, и те поняли, что секретные документы, которые были на всех их торговых судах, скомпрометированы. В результате союзникам пришлось сменить коды и сигнальные книги, использовавшиеся их флотами в то время.

Источник

Автор Владимир Нагирняк


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.