fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (4 Голосов)

Строительство приюта для альпинистов началось ещё в 30-ые годы на месте деревянных построек , а к началу войны было практически завершено . С 1942 по 1943 Приют 11 был занят немецкой дивизией , а после освобождения потребовалось серьезное восстановление здания . Все послевоенные годы гостиница служила местом , откуда альпинисты совершали восхождение на Эльбрус .

16 августа 1998 года оперативный дежурный МЧС КБР получил информацию из Эльбрусского ПСО о пожаре в самом высокогорном отеле Европы - “Приюте 11-ти” (4200 м).

В это время в гостинице находилось около 100 человек - в основном иностранцы. По начальной информации, в роли Нерона выступил то ли венгр, то ли словак, возившийся на кухне с примусом. Открытый огонь достал канистру с бензином и здание вспыхнуло, как ёлочка в новый год. Хотя люди в одних трусах выпрыгивали из окон, никто не пострадал. Лишь 30-летний француз Дидье Рено получил травму позвоночника, дюльферяя с 3-го этажа. Зато сгорела масса имущества, документы и деньги. Так закончилась 60-летняя история уникального здания в горах...

В 1909 г. группа восходителей из 11 человек экспедиции Лейцингера, основателя Кавказского Горного Общества, ночевала среди камней на месте будущего отеля и написала краской на скале - “Приют 11”.

В 1929 г. на этом месте была установлена деревянная будка, обшитая железом; в 1932 - здание барачного типа на 40 человек. Из-за недостатка мест палатки иногда ставили прямо на плоской крыше барака. «Плечом к плечу» там помещалось ровно четыре “памирки”.
Строительство «последнего» “Приюта 11” было осуществлено в 1937-39 г.г. По проекту альпиниста-архитектора Н.Попова был возведен 3-этажный корпус с закруглённой верхней частью, напоминающий дирижабль. Первый этаж (там разместились кухня, душевые комнаты и складские помещения) был сложен из камня. Второй и третий этажи - деревянные, утеплённые специальными теплоизоляционными плитами (здесь были комнаты на 2-8 человек, столовая на 50 мест, “элитные” номера). Два верхних этажа и крыша были обиты оцинкованным железом. Радовали глаз натёртые до блеска паркетные полы и отделанные линкрустом стены и потолки. При гостинице была котельная и электростанция, работали центральное отопление, водопровод с горячей водой, канализация. Как писал В.Кудинов в книге “Эльбрусская летопись”: “Некоторые из иностранных альпинистов, не вдумываясь в трудности строительства на Эльбрусе, требовали такие вещи, как рояль, джаз и даже... чистильщика обуви! А один француз выразил возмущение отсутствием лифта”.
Во время войны даже немцы, оставив “Приют”, не стали его ни взрывать, ни минировать. После войны гостиница много лет была в безнадзорном состоянии и только с 1957 г. вновь начала функционировать.

По словам Александра Воронова, неоднократно водившего группы на Эльбрус, он не раз удивлялся, почему подобное не случилось раньше. Четырёхкомфорочная газовая плита явно не удовлетворяла потребностям альпинистов в приготовлении пищи. Если раньше никто и подумать не мог о разведении примуса внутри гостиницы, то к моменту трагедии это стало обыденным явлением. Руководство отеля жалело денег на лишние газовые плиты и баллоны. В результате, сэкономив копейки, потеряли миллионы.
В эпицентре событий оказались именно питерские гиды со своими группами. В этот момент в “Приюте” и около него находились А.Воронов, И.Царук, Е.Лобачёв, В.Панасюк, С.Бодров, Н.Шустров, А.Лопатко.

Группа В.Панасюка и С.Бодрова в 14 часов спустилась с вершины Эльбруса и занималась приготовлением пищи. Около 16 часов Сергей Бодров находился на кухне: “Я стоял в полушаге от вспыхнувшей канистры. Когда загорелось, инстинктивно выплеснул воду из своей кастрюли на огонь. Мне показалось, что почти сразу появился Вася Панасюк с огнетушителем в руках. Помня, что где-то неподалёку есть ещё один огнетушитель, я отправился на его поиски. Честно говоря, я был в шоке. Когда нашел огнетушитель и пошёл обратно к столовой, то не смог пробиться сквозь толпу, ломанувшую на выход. Венгры на кухне были, но они не при чём. Фокус с канистрой сделал кто-то из наших, по-моему, даже местных”.

Его рассказ продолжает Василий Панасюк: ”Огонь моментально охватил столовую и попёр по коридору. Уже через пять минут французы не могли спуститься с третьего этажа и им снизу бросили верёвку для спуска. Один из них здорово ударился о каменный парапет между первым и вторым этажом. Мы стали эвакуироваться: взяли только то, что сгребли руками. Пока будили нашего немецкого камарада - Дирхофа - который после спуска с вершины принял снотворное и спал крепким сном, времени собирать шмотки уже не осталось. Жаль, не допили французский коньяк - кайфовали перед обедом. Известный Юра Соловьёв так вообще вышел в одних трусах. Но он, правда, был поддавши. Венгры были без сопровождающего, вот на них и хотели всё свалить...”

Гостиница горела почти сутки. Сохранился лишь остов первого этажа.
Интересно, что в эти дни в Россию приехал не последний в прошлом гонщик Формулы-1 Ukyo Katayama. В Кабардино-Балкарию Юки прибыл с целью выполнения очередного этапа личной программы “7 вершин”.
Японец оттянулся на всю катушку! Он не только покорил 16 августа вершину Эльбруса в составе группы С. Бодрова, но и, спустившись, попал в пламя горящего “Приюта”. По свидетельству очевидцев, Юки вел себя абсолютно невозмутимо. Видимо, сказалась привычка. Ведь в стартах Формулы его болид горел пять или шесть раз.
(Карьеру гонщика Катаяма закончил после гонки, в которой когда погиб великий Айртон Сенна. Юки вёл свою машину сразу за Сенной и чудом избежал аварии...)

Текст: Сергей Шибаев
По публикации "ЭКС" №2-2003

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.