fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 (3 Голосов)

Стоит обратить внимание на забытый современной историографией отчёт полковника Чарльза Линдберга (того самого), сделанный им по итогам очередного европейского турне. Линдберг, будучи знаменитостью мирового калибра, активно использовался Госдепом для стратегической разведки, описывая состояние авиационной промышленности и перспектив развития ВВС европейских государств. В СССР он был дважды (1927, 1938), в Германии трижды (1935, 1937, 1938).
В Британии он жил, а во Франции бывал постоянно.
Спецификой этих визитов был приём гостя на уровне командования Военно-воздушных сил, с экскурсиями на производство и демонстрацией всех современных наработок.
Таким образом, на 1938 год, Линдберг был без сомнения, максимально компетентным экспертом. Самым компетентным.
Отчёт дан за неделю до подписания Мюнхенских соглашений и тут же переслан по требованию Рузвельта - французскому и британскому руководству (был не только прочитан, но и слит в прессу после Мюнхена). Также, не прошло и месяца, как Линдберг будет награжден высшим германским орденом для иностранцев (!) и в самой жесточайшей манере атакован советской прессой, лишь недавно воспринимавшей его, как дорогого гостя.


Дж.Кеннеди (посол США в Британии)  руководителю Госдепа
Вечер 22 сентября 1938.
Я осмелюсь повторить ниже содержание интересного разговора, который я имел вчера с полковником Линдбергом относительно нынешней относительной воздушной мощи великих европейских держав, как он ее видит, что он подтвердил сегодня в меморандуме. Линдберг имел необычайно благоприятные возможности понаблюдать за воздушными судами стран, которые он обсуждает, и фактически, только что вернулся из поездки в Россию. Вы можете почувствовать, что это конфиденциальное выражение его личного мнения может представлять интерес для Президента и для Военного, и Военно-морского ведомств.
“Без сомнения, немецкий воздушный флот сейчас сильнее, чем у любой другой страны в мире. Темпы прогресса немецкой военной авиации за последние несколько лет не имеют аналогов. Я уверен, что немецкая воздушная мощь больше, чем у всех других европейских стран вместе взятых, и что она постоянно увеличивает свой отрыв в лидерстве. Я полагаю, что немецкие заводы сейчас способны производить около 20 000 самолетов в год. Ее фактическое производство трудно оценить. Самые достоверные отчеты, которые я получил, варьируются от 500 до 800 самолетов в месяц. (Абсолютно точная оценка.В.Г.)
Качество немецкого дизайна превосходно, а обширные исследовательские объекты, построенные в этой стране, являются гарантией дальнейшего прогресса в будущем. Немцы давно установили свои способности в проектировании, строительстве и эксплуатации самолетов. Я считаю, что они обладают величайшими способностями среди любой европейской нации в области авиации. На самом деле, я считаю, что Соединенные Штаты - единственная страна в мире, способная конкурировать с Германией в авиации. Однако, в настоящее время Германия стремительно сокращает лидерство, которое мы занимали в прошлом. По количеству боевых самолетов она уже опережает нас. Во время войны ее слабость, несомненно, заключалась бы в поставках сырья.
Теперь у Германии есть средства уничтожить Лондон, Париж и Прагу, если она захочет это сделать. У Англии и Франции вместе взятых недостаточно современных военных самолетов для эффективной обороны или контратаки. Франция находится в плачевном состоянии в воздухе. Англия в лучшем положении, но ее воздушный флот несопоставим с немецким. Франция, вероятно, сейчас строит около 50 самолетов в месяц; Англия, вероятно, в районе 200 самолетов первой линии. Я понял, что Франция надеется иметь около 2500 самолетов первой линии к весне 1940 года. В Чехословакии нет полностью современных самолетов, кроме тех, что получены из России. Я видел несколько бомбардировщиков российского производства на поле в Праге. У чехословаков отличные пулеметы и зенитные орудия.


Оценить численность российской авиации не представляется возможным. Русские скопировали американские заводы и закупили американское оборудование самого современного типа. Если бы эти заводы работали по американским стандартам, они могли бы поставить Россию рядом с Германией в области военной авиации. Производство, безусловно, намного меньше по российским стандартам. Судя по общим условиям в России, я бы не стал доверять российскому воздушному флоту. Однако у России, вероятно, есть достаточное количество самолетов, чтобы ее вес ощущался в любой войне, в которую она вступит. Ее самолеты не самые лучшие, но их характеристики достаточно хороши, чтобы быть эффективными в современной войне. Я считаю, что слабость России заключается в неэффективности и плохой организации.
Военная мощь Германии теперь делает их неотделимыми от благополучия каждой цивилизации, поскольку они обладают властью либо сохранить, либо уничтожить ее. Впервые в истории нация обладает властью либо спасти, либо разрушить великие города Европы. У Германии такое преобладание военных самолетов, что она может бомбить любой город в Европе при сравнительно небольшом сопротивлении. Англия и Франция слишком слабы в воздухе, чтобы защитить себя”.

Продолжая тему разведывательной работы Линдберга по оценке авиационного потенциала посещаемых им стран, стоит подробно остановиться на скандале, возникшем после его возвращения из СССР в октябре 1938.
Так как Линдберг был состоящим на службе полковником ВВС, его визиты (что в СССР, что в Германию) лобировались через аппарат военного атташе. По этой же схеме был согласован прилет Линдберга в Москву 17 августа 1938 года. Чарльз должен был стать почётным гостем на авиационном празднике в Тушино, посвященном 15-летию советского воздушного флота. Планировалось масштабнейшее мероприятие, с миллионом зрителей и несколькими сотнями самолетовылетов. В американской прессе подчеркивалось, что этот визит не официальный, а "приватно частный". Советская пресса широко освещала прибытие знаменитости, опуская детали его контактов с советским руководством. Исходя из целого ряда источников (В основном, дневники Бронтмана и воспоминания Линдберга), на Центральном аэродроме американца, прилетевшего с женой (за штурвалом собственного самолета) встречал непосредственно Ворошилов в сопровождении Локтионова и большой группы "летчиков-героев". Линдберг летел по маршруту Варшава-Минск-Могилев-Москва. На следующий день Чарльз присутствовал на авиапразднике, и его восхищение транслировала "Правда" (статья того же Бронтмана) в самых комплиментарных тонах. Чкалов предложил Сталину представить Линдберга, но вождь народов вежливо отказался,- "Не надо, ни к чему".

Линдберга в сопровождении Коккинаки и Чкалова провезли по московским авиазаводам (22-й, 39-й, 1-й). Рабочую встречу с ним провёл командующий ВВС Локтионов. Отдельный приём организовал Водопьянов, на котором присутствовал весь советский авиационный бомонд. Через пару дней Линдберг "проинспектировал" с воздуха канал Москва-Волга и вылетел по маршруту Харьков-Киев-Ростов на Дону-Одесса,  останавливаясь в каждом из городов, будучи принят на республиканском и окружном уровне. 31 августа он вылетел в Прагу, наговорив перед отлётом много тёплых слов.
Вернувшись в Лондон, Линдберг отчитался о поезде в СССР перед Кеннеди (посол США в Англии). Все было хорошо, пока 5 октября не разразился скандал.
В газете "The Week", редактировавшейся Клодом Кокберном вышел материал, содержащий в себе выдержки из меморандума Линдберга. По большей части, цитаты были вырваны из контекста и акценты расставлены редактором в такой последовательности:
а). Германская авиация, это чудо-оружие. б). Новой "Антанте" немцев не победить. в). Советская авиация переоценена и неуправляема.  
Клокберн имел мощные источники (меморандум ему слил сам сэр Роберт Ванситтарт - зам главы МИДа), но не мог их "светить". Поэтому была придумана легенда. Якобы, Линдберг вещал все вышеописанное на приёме у леди Астор, известной пронацистски настроенной германофилки, принимавшей у себя и Линдберга, и Кеннеди (Астор всё опровергала в печати). Есть все основания полагать, что Клокберн "дружил" с кем-то из советский резидентуры и отчет Линдберга полетел в Москву одновременно с выходом газеты из типографии.

Советская сторона думала четыре дня. 10 октября в "Правде" вышло открытое "письмо десяти летчиков Героев Советского Союза и одного орденоносца", озаглавленное,- "Новый "рекорд" Чарльза Линдберга". Отмечу, что это письмо не просто было замечено на Западе, а упоминалось и цитировалось весь октябрь практически во всех американских и английских газетах. Письмо было настолько издевательским и злословным, что способно удивить накалом даже опытного читателя советских газет конца 30-х годов. Линдберг был назван,- "наёмным лжецом, прихвостнем и лакеем германских фашистов". Стиль легко узнаваем, и я не сомневаюсь в авторстве Лазаря Бронтмана, и редактуре этого письма лично Сталиным, вычитывавшим тогда листы набора "Правды" каждый день.
Отдельно стоит заметить, что меморандум Линдберга содержал в себе достаточно адекватную, хоть и общую, оценку потенциала германской и советской авиации предвоенного периода, что было доказано в 1939-1941 годах в ходе боевых действий. Но удивительным образом, советская оценка личности "знаменитого летчика", тоже оказалась точной, даже в такой оскорбительной форме. Линдберг, в самом деле, оказался самым активным германским агентом влияния и пронацистски настроенным агитатором, эффективно и публично работая в этом направлении вплоть до объявления Германией войны США.

Валерий Голицин


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.