fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.00 (1 Голос)

11 мая 1963 года военной коллегией Верховного суда СССР был вынесен приговор по одному из самых резонансных дел о шпионаже:
«Пеньковского Олега Владимировича признать виновным в измене Родине и на основании статьи 64 пункта «А» УК РСФСР подвергнуть смертной казни – расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества. На основании статьи 36 УК РСФСР лишить осужденного Пеньковского воинского звания полковник запаса и внести в Президиум Верховного Совета СССР представление о лишении его орденов и медалей»
Олег Пеньковский – ветеран, орденоносец, сделавший блестящую карьеру после войны, – был одним из самых результативных агентов западных спецслужб в СССР. Суд над ним  подробно освещался в советских СМИ. Причём это были не только сухие стенограммы судебных заседаний, но и полноценные фельетоны. Например, 16 декабря 1962 года в «Известиях» была опубликована статья известного прозаика Анатолия Аграновского «Шпионы»:
«Секретный агент «Алекс», в миру – Олег Владимирович Пеньковский, очень возмутился, когда его пришли арестовывать. И закричал начальственным басом:
– Как вы смеете! Да вы знаете, кого берете?
Однако после того, как из-за ящика его письменного стола было извлечено шпионское снаряжение – миниатюрные фотоаппараты, средства тайнописи, шифроблокноты и даже фальшивый советский паспорт, присланный ему на случай провала, – когда все это хозяйство предъявили ему, Пеньковский сел, пригладил шевелюру холеной рукой, судорожно глотнул воздух и тихо сказал:
– Да... Сознаюсь. Я сам сознаюсь во всем. Я виноват перед своей великой матерью-Родиной... Я все расскажу, прошу учесть мое чистосердечное...
Пеньковскому сорок три года. Он родился в советское время, учился в советской школе, окончил советское высшее учебное заведение. Страна дала ему эту возможность: отец Пеньковского умер рано, и до восемнадцати лет он жил на иждивении у матери. «Личное дело» у него по всем пунктам безупречно. Со странным ощущением листаешь сегодня характеристики Пеньковского, скопившиеся в папке за долгие годы: «Политически грамотен. Требователен к себе. Хорошо разбирается во всех текущих событиях. Государственную тайну хранить умеет и проявляет бдительность»»
Большое внимание уделялось мотивам Пеньковского и его личным качествам:
«Между тем, человечек-то при ближайшем рассмотрении оказался препоганейший. То есть, не оказался, конечно, а был в течение многих лет: Родину не предают «вдруг». Расчетливый карьерист, лжец, льстец, развратник, взяточник, стяжатель, трус – тут целый букет. Притом все эти недуги человеческого рода доведены в нем до своего крайнего выражения. Так сказать, до гиперболы, до сатирического обобщения… Мне не сказали, когда Пеньковский попал в поле зрения иностранных разведок и каким образом они заарканили его. Но я точно знаю, что есть десятки «крючков», на которые ловятся такие щуки. Жаден до денег – можно купить, брал взятки у представителей фирм «сувенирами», «образцами» и прочими борзыми щенками – можно запутать, развратник – можно подсунуть женщину, трус – можно запугать, карьерист – можно сыграть на непомерном честолюбии... Со всех сторон он уязвим – бери его голыми руками. И ведь эти черты характера видны были за километр! Ну, бывают скупые люди. Этот патологически был жаден. Кажется, получал человек солидный персональный оклад, не говоря уже о «сребрениках», которые текли к нему из-за границы, так нет, все ему было мало. Мало, мало! Он часто бывал за рубежом, привозил оттуда всяческое барахло и, рискуя всем, сдавал в комиссионные магазины. А дома жался, ограничивал семью в расходах, устраивал скандалы за каждый истраченный без его ведома рубль и даже старуху мать, которая одна растила его, вынудил пойти работать, чтобы она «оправдывала свой хлеб»»
(«Известия», 16 декабря 1962 года)
Часть II
18 апреля 1963 года центральные советские газеты опубликовали сообщение об окончании следствия по делу Пеньковского, а первое судебное заседание состоялось 7 мая. На скамье подсудимых вместе с ним оказался гражданин Великобритании Гревилл Винн:
 «Прочтено обвинительное заключение. После перерыва начался допрос подсудимых. Первым допрашивают Пеньковского. Он стоит за барьером, упершись в него обеими руками, и подробно рассказывает суду о встречах с Винном, инструктаже, который он получал от своих хозяев, демонстрирует суду, как он пользовался шпионской техникой.
 – Следовательно, – спрашивает прокурор, – вы являетесь агентом двух разведок?
 – Да, – отвечает Пеньковский, – я не делал выбора и работал одновременно на английскую и американскую разведки.
В ходе допроса неоспоримо выясняется, что связь со своими хозяевами шпион установил с помощью Винна. Они знакомы еще с декабря 1960 года, когда английский делец приезжал с делегацией в Москву. В следующий его приезд, в апреле 1961 года, Пеньковский очень часто встречался с ним, «под предлогом внимания к гостю нашей страны», как он выразился. Посещал Винна в гостинице, приглашал в рестораны, водил на балет в Большой театр, а тем временем они прощупывали друг друга, осторожно принюхивались. И снюхались» («Известия», 8 мая 1963)
«Прокурор: – Кроме встречи с разведчиками в Париже, куда вы еще ездили с Гревиллом Винном?
Пеньковский – С Гревиллом Винном мы ездили в Версаль, Фонтенбло. В Париже были в ресторанах, ночных клубах «Мулен руж» и «Лидо», в кафе.
Прокурор: – Кто оплачивал расходы во время посещений кафе, ресторанов, увеселительных мест?
 Пеньковский – За все ужины платил Гревилл Винн.
Прокурор: – Подсудимый Вини, вы оплачивали расходы Пеньковского в Париже?
Винн: – Да.
Прокурор: – Кто вам возмещал эти расходы?
Винн: – Американская разведка…
Прокурор:– Подсудимый Пеньковский, на предыдущем заседании, отвечая на мои и председательствующего суда вопросы, вы признались в тягчайших преступлениях перед Родиной и в то же время, отвечая адвокату, клялись в любви к Отчизне. Как можно совместить любовь к Родине и предательство ее интересов?
Пеньковский: – Как совместить все это? Это даже мне самому непонятно. Я не оправдываюсь. ...Я скатился в пропасть и стал негодяем в силу разных причин... Причины эти перерожденческого порядка…
Прокурор: – С какого периода вы считаете себя перерожденцем?
Пеньковский: – Полностью – с апреля 1961 года.
Прокурор: – И поэтому вы стали на путь измены и предательства Родины?
Пеньковский: – Деградируя и падая вниз, я свои личные, карьеристские интересы, свое недовольство начальством перенес на интересы Родины. В этом я считаю себя большим преступником»
(«Известия», 9 мая 1963)
11 мая суд вынесен решение по делу. Пеньковский был приговорён к расстрелу, а Винн – к восьми годам лишения свободы. Существует версия, что Пеньковского не расстреляли, а сожгли заживо. Этот процесс был записан на киноплёнку, которую впоследствии демонстрировали сотрудникам советских спецслужб для устрашения.  Эту историю описал в «Аквариуме» Виктор Резун-Суворов(без указания на Пеньковского), но никаких подтверждений реальности этого эпизода нет. А Гревилла Винна в 1964 году обменяли на советского разведчика Конона Молодого.
Источник: Отдел газет РНБ


Комментарии   

# Quatro 2021-06-30 05:27
"Человеку можно доверять только в самом крайнем случае." (с).

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.