fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (4 Голосов)

Давным давно, когда была Совестская власть, но не было интернета, я читал книги. В одной из них была фотография подбитого немецкого танка у могилы советского солдата, который его и остановил. Еще тогда мне было интересно, а стоит ли танк все еще там. В чем прелесть инета?! Он хоть и помойка, но рано или поздно в нем появляется то, что ты так долго искал.

Ниже - выдержки

"СУДЬБА ТАНКА, ПОДБИТОГО  УГЛОВСКИМ.

Танк Pz. Kpfw. VI «Тигр», подбитый А. Е. Угловским 20 декабря 1943 года, был первым немецким «Тигром», подбитым из ПТР в освободительных боях на территории Белоруссии.  Решением политуправления 1-го Прибалтийского фронта этот немецкий танк Pz. Kpfw. VI «Tигр» был оставлен у могилы подбившего его бронебойщика Анатолия Ефимовича Угловского, в качестве памятника Герою. Подбитый немецкий «Тигр» должен был служить напоминанием его боевым товарищам о торжестве человеческого духа, о смелости и героизме человека, способного одной умело брошенной противотанковой гранатой, вывести из строя хваленый немецкий танк, пусть и ценою собственной жизни…

«Тигр» у могилы, должен был служить напоминанием будущим поколениям, которые, как они тогда считали, должны были вечно помнить о них и их погибших боевых товарищах … Но судьба немецкого «Тигра» сложилась иначе...

Поврежденный танк простоял у могилы Анатолия Угловского недолго. Через сутки, уже 21 декабря 1943 года, на поле недавнего боя появились танкисты 28-го Отдельного танкового батальона 28-й Танковой бригады 39-й Армии. Командовал 28-й Гвардейской танковой бригадой полковник Ефим Максимович Ковалёв.
Механик-водитель гвардии старшина Василий Акимович Килевник по-хозяйски оглядел машину. Потом заглянул внутрь, повозился там полчаса с рычагами и приборами, вылез из танка и удовлетворенно доложил командиру, что после замены траков одной из гусениц на «Тигре» можно воевать, бить фашистов. Только сутки экипаж осваивал секреты управления трофейной машиной, о сложности которой до хрипоты бахвалились немцы. Под рукой не было ни литературы, ни инструкций по эксплуатации немецкого танка. Никто ничего не показывал и не подсказывал нашим воинам-танкистам, до всего доходили сами.

Летом 14 июля 1944 года в армейской газете «Сын Родины» была напечатана заметка старшего лейтенанта А. Пядько: « Из-за пригорка выполз танк Т-VI. Вели трофейный немецкий танк русские танкисты-гвардейцы, отлично освоившие трофейную боевую технику. На борту машины начертано «Угловский». Так назвали танк по имени Героя Советского Союза Угловского, подбившего «Тигр» связкой ручных гранат».
Так танкисты-гвардейцы 28-го Отдельного танкового батальона 28-й Отдельной гвардейской танковой Лиозненской ордена Ленина Краснознаменной ордена Суворова бригады  укротили фашистского «Тигра» и обратили его мощь против врагов Родины.  Они вдохнули в некогда немецкий «Тигр»  новую жизнь. В их умелых руках как бы ожила машина и служила великому делу разгрома немецких оккупантов. Этот трофейный немецкий танк под командованием лейтенанта Николая Ревякина участвовал в боях под Витебском, в Литве и Восточной Пруссии. В Восточной Пруссии следы трофейного «Тигра» затерялись. На его счету было немало уничтоженных вражеских дзотов и танков, немецких машин с боеприпасами, огневых точек и сотни гитлеровцев.

Принято считать, что первой частью Красной Армии, использовавшей в боях трофейные танки Pz. Kpfw. VI «Тигр», стала 28-я Гвардейская танковая бригада 39-й Армии 1-го Прибалтийского фронта. Так по состоянию на 27 июля 1944 года она имела в своем составе 47 танков: 32 танка Т-34, 13 танков Т-70, 4 самоходных установки СУ-122, 4 самоходных установки СУ-76 и 2 трофейных немецких танка Pz. Kpfw. VI «Тигр».
Эта техника, в том числе и трофейная, с успехом участвовала в операции «Багратион», изгоняя фашистов с территории Белоруссии. По состоянию на 6 октября 1944 года в 28-й Гвардейской танковой бригаде имелось: танков Т-34 - 65, танков PzKpfw VI «Тигр» - 1.

Хотелось бы думать, что это был наш «Тигр», геройски подбитый Анатолием Угловским. Тот самый трофейный «Тигр», на котором прославленный экипаж лейтенанта Николая Ивановича Ревякина геройски сражался с ненавистным врагом…

В материале «У стен Витебска» (опубликованном в газете «Вiцебскi рабочы») участник Великой Отечественной войны писатель В. Клипель вспоминал, что на одном из совещаний зимой 1944 года член Военного совета  39-й Армии генерал-майор Бойко Василий Романович  говорил о том, что в 28-й Танковой бригаде ему доложили, что один из экипажей освоил вождение трофейного танка «Тигр», снятого с могилы А. Е. Угловского. Довелось, будто бы, только заменить траки у перебитой гусеницы…
«- Это не порядок! – заявил танкистам В. Р. Бойко. – Кто вам разрешил снять машину с могилы героя? – Да мы поставим туда другого «Тигра», заверил его комиссар бригады.
– В таком случае воюйте на этой машине так, чтобы не позорить имя героя…».
И танкисты не осрамили имя Героя… Вскоре экипаж трофейного танка уже участвовал в бою в районе населенного пункта Синявки.


СУДЬБА ТАНКА-ПАМЯТНИКА УГЛОВСКОГО.

У могилы Анатолия Ефимовича Угловского, по приказу комиссара 28-й Танковой бригады 39-й Армии, был установлен другой немецкий танк Pz. Kpfw. VI «Тигр», подбитый в этом же бою бронебойщиком Ерофеевым Евдокимом Викуловичем, но уже не подлежавший восстановлению. 


Судьба второго «Тигра», подбитого боевыми товарищами Угловского в том же бою 20 декабря 1943 года, иная.
Танк врага, грозный немецкий «Тигр», верно служил теперь уже памятником у могилы Героя Советского Союза Анатолия Ефимовича Угловского до 1957 года. Звание Героя Советского Союза Анатолию Ефимовичу Угловскому было присвоено 4-го июня 1944 года.
Известно, что после боя однополчане, друзья и боевые товарищи похоронили отважного бронебойщика Анатолия Ефимовича Угловского на поле боя, вблизи дороги, связывающей город Витебск с районным центром Суражем. На могиле Героя был поставлен обелиск. Рядом с обелиском находился остов тяжелого немецкого танка Pz. Kpfw. VI «Тигр». На башне танка была прикреплена металлическая пластинка с надписью: «Ты будешь вечно стоять здесь, проклятое стальное чудовище, поверженное вопрах воином русской земли Анатолием Угловским».

В 1957 году останки Героя были перезахоронены на братском кладбище в ныне агрогородке Вымно – центре совхоза, носившего тогда имя Героя Советского Союза Анатолия Ефимовича Угловского.
Дирекция и партийная организация совхоза имени А.Е. Угловского обратились в штаб Белорусского Военного округа по вопросу перемещения немецкого танка «Тигр» на новое место захоронения Героя Советского Союза Анатолия Угловского. На этот запрос,  вместо ожидаемой помощи совхозу в перемещении танка-памятника, имевшего статус такового с декабря 1943 года, Политическое управление БВО ответило, что такое перемещение осуществлять нецелесообразно, так как танк Pz. Kpfw. VI «Тигр» является техникой немецко-фашистской армии, которая уничтожала советских людей.

Весной 1959 года танк-памятник Pz. Kpfw. VI «Тигр» решением военкома Витебского облвоенкомата был варварски уничтожен (разрезан на части и сдан на металлолом на счет отделения материальных фондов Белорусского Военного округа). Накладные на сдачу металлолома до сих пор хранятся в Витебском облвоенкомате. При проведении этой работы присутствовал представитель облвоенкомата майор Родин И. В., а также представитель Суражского  райвоенкомата - подполковник Чумовицкий М. А.  Эти люди, возможно воевавшие и проливавшие кровь за Родину, выполняя приказ, теперь спокойно наблюдали, как варварски уничтожается танк-памятник с могилы Героя Советского Союза Анатолия Ефимовича Угловского… Конечно, можно до хрипоты спорить о том, уместна ли была рядом с могилой Героя «техника немецко-фашистской армии, которая уничтожала советских людей». Или все же эта техника своеобразный памятник войне. И тем более, героическому подвигу конкретного человека Анатолия Ефимовича Угловского.

И еще, решение о танке-памятнике уже было принято ранее политуправлением 1-го Прибалтийского фронта еще в декабре 1943 года. В то время, когда еще шла война и гибли тысячи и тысячи людей, отдавая свои жизни за Родину, за Победу. Память о них – свята…


ИМЕННОЙ ТАНК ГЕРОЯ.

В начале 1944 года в составе 28-й Танковой бригады 39-й Армии появился еще один именной танк - Т-34. Башню танка украшала надпись «Бронебойщик Анатолий Угловский». Этот танк со счастливой судьбой. Он участвовал в боях под Витебском, в Литве и Восточной Пруссии, участвовал во взятии Берлина. На его счету немало уничтоженных огневых точек, живой силы и техники противника. А в августе 1945 года экипаж танка имени Героя Советского Союза Анатолия Угловского проявил отвагу и мужество в решающем наступлении в Маньчжурии в составе войск 1-го Дальневосточного фронта.
Закончилась война…
Именной танк, гордо носивший имя Героя, продолжал оставаться в боевом строю. Сменявшие один другого экипажи гордились тем, что им довелось служить на прославленном танке, старались ровняться на героя-фронтовика, успешно выполняли поставленные перед ними задачи на различных учениях и маневрах.

Шло время. На вооружение Советской Армии  была принята новая, более мощная и современная техника, и легендарный танк Т-34 с надписью на башне «Бронебойщик Анатолий Угловский» ушел на заслуженный отдых... Дальнейшая судьба именного танка неизвестна. Хотелось бы думать, что судьба сберегла его для истории, как тогда в боях под Витебском, в Литве и Восточной Пруссии, при взятии Берлина, в решающем наступлении в Маньчжурии.
Очень хочется надеяться на то, что найдутся люди, способные разыскать его для того, чтобы установить его у могилы Героя Советского Союза Анатолия Ефимовича Угловского на вечные времена. Вернем танк на могилу Героя, пусть и не подбитый им тогда, зимой 43-го, пусть и не отнятый у него уже в мирное время, в 59-ом, немецкий танк «Тигр», пусть это будет наш советский танк Т-34, гордо носивший его имя «Бронебойщик Анатолий Угловский»…"

Для страны важны герои. Важна и память о них. Память, подрепленная историческими предметами способствует патриотическому самосознанию. Трудно судить людей тех времен, но и они были разными - одни ставили танки на могилах боевых товарищей, другие их убирали. Данный случай был бы показательным, если бы был еденичным, но....


Фрагмент памятника боям на Курской дуге с 06 по 15 июля 1943 года – разбитый танк "колхозник-татарин". 1952.

И где он теперь?... Вместо него поставили не имеющий отношение к Курской битве Т-34-85.
С форума Бел.ру: "Танк Т-70 на высоте 254,5 заменили на Т-34 в 1954 году по указанию командующего Воронежским военным округом М.С. Шумилова, бывшего командующего 7 гв. А. Тогда же изменили направление памятника. Если Т-70 смотрел на юг, то Т-34 на запад. Общее направление на Германию.
Т-70 же был поставлен в память танкистов 183 тбр 10 ТК, первыми ворвавшимися на высоту 254,5 17 июля в ходе нашего контрнаступления."

Нигде уже не найти это - "Братской могилы на окраине Белгорода. 1943."

Не найти и могилы танкистов, погибших на подступах к Клайпеде в 1944 году.

Памятник на могиле гвардейцев артиллеристов, павших в боях. 1943.
Интересна история памятника: "Мужественно и умело отбивал атаки фашистских танков сержант П. Д. Азаров. Горят уже три танка, но и фашисты усиливают натиск. Часть боевого расчета уже выведена из строя, в том числе и наводчик. Командир орудия П.Д. Азаров сам становится у панорамы и подбивает четвертый танк, но вдруг рядом разрывается вражеский снаряд и выводит пушку из строя. Герои противотанковыми ружьями и автоматами продолжают отбивать врага до последнего вздоха, не покидая поле боя.
После ремонта в артиллерийских мастерских пушка вновь оказалась в руках П. Д. Азарова, и он прошел с ней до берегов Днепра, где она была вторично выведена из строя. Ремонту она уже не подлежала.
В октябре 1943 г., по приказу командующего артиллерией Воронежского фронта С. С. Варенцова, пушка была возвращена на высоту 254,5. На братской могиле был сооружен памятник погибшим здесь артиллеристам и минометчикам из гильз артиллерийских снарядов и установлена пушка П. Д. Азарова."

"В 1975 г. ее переместили на невысокий постамент, как памятник всем артиллеристам, сражавшимся на южном фасе Курского выступа." Взято на сайте Белгородского государственного историко-краеведческого музея.
И памятник сразу потерял свой смысл... Отсутствие колес уже на первом снимке наводит на мысль, что орудие и не покидало поля боя, как и сталинградский Т-34-76, который тоже потом якобы воевал и был возвращен, но уже некомплектным....что оказалось неправдой.

Пушкам вообще не везло. Вот могила генерал-майора артиллерии Панкова А.Н., г. Кролевец.

1967. Вид памятника генерал-майору артиллерии А. Н. Панкову, Кролевец. Разница очевидна.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.